ПОЧЕМУ ПОДРОСТКИ ВСТУПАЮТ В СУБКУЛЬТУРЫ
02.03.2023
Специалисты Центра изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды определили около 30 субкультур, которые представляют потенциальную угрозу для подростков. К ним относятся «суицидальные группы», сообщества, распространяющие идеи насилия и криминального образа жизни. Часто в такие группы вовлекаются дети с проблемами самооценки или ребята из неблагополучных семей, но вступают в них и обычные подростки, у которых нет явных сложностей в общении с родителями или сверстниками. Почему деструктивные сообщества вызывают интерес у молодых людей.
Что такое субкультура с научной точки зрения?
Субкультура – это вид социальной системы, которая пришла к нам в условиях урбанизации и глобализации из-за потери традиционных видов идентичности у человека. Субкультура подразумевает единство целей и проявление созависимости среди её участников.
Если говорить о деструкции, то под ней мы обычно понимаем нанесение вреда либо имуществу, либо группе людей, либо самому себе. То есть всё, что связано с антисоциальным поведением человека. Получается, что деструктивные субкультуры – это социотехнические системы, которые несут угрозу общественному и государственному институту, а также индивидууму.
Какие подростки попадают в деструктивные сообщества?
У 60% молодёжи в 14-15 лет возникает потребность поиска «племенной идентичности». Идентичность – это устойчивое ощущение тождественности своему реальному жизненному пути и своему месту в обществе. Формирование тождественности происходит в процессе становления моральных и политических ценностей.
Выделяют три уровня идентичности:
· Первый уровень: человек осознаёт, кто он и его окружение; гендерная идентичность.
· Второй уровень: семейная или родовая идентичность.
· Третий уровень: «племенная идентичность» (когда круг связей перестаёт ограничиваться членами семьи и появляется необходимость в социальных связях с обществом).
В какой момент ребёнок выбирает деструктивную субкультуру?
Люди в больших городах живут в состоянии стабильного психологического дискомфорта, особенно это касается подростков. В мегаполисах наша физическая активность значительно снизилась. В современном городе мы получаем офисный образ жизни, из-за этого психологическая и физиологическая необходимость в выбросе положительной и отрицательной энергии сводится к минимуму. Подростки пытаются получить такую разрядку с помощью деструктивных субкультур.
Молодые люди в возрасте 14-25 лет испытывают хронический социальный дискомфорт. Это связано с физиологическим формированием организма, а также с внешними факторами, влияющими на их жизнь: семья, школа, окружение. В таком возрасте семья должна стать помощником подростку в борьбе с деструктивными проявлениями.
На кону – счастливая жизнь
Современные родители постоянно заняты. Они уверены, что их задача — обеспечить детей едой и одеждой, дать деньги на кино и отправить летом в лагерь. А разговоры по душам, семейные ужины и разные проявления чувств — ерунда.
Внимание родителей – это один из понятных для ребенка языков любви (наравне с тактильным контактом и словами), поэтому недостаток внимания близких людей он воспринимает очень болезненно. Тот, кто с детства чувствует себя недолюбленным, обречен на постоянную борьбу за место под солнцем и рано приходит к убеждению: «Любовь можно только заслужить». С малых лет такой человек примеряет на себя разные роли и маски, подстраивается под окружающих, стремясь получить от них порцию внимания, и не знает, какой он настоящий, каковы его истинные потребности и стремления. Результатом плохого контакта и обоюдной потери доверия часто становятся серьезные проблемы в семье в период полового созревания сына или дочери. Так, подросток может попасть в дурную компанию, начать курить, употреблять алкоголь, пристраститься к наркотикам, вступать в беспорядочные интимные отношения. Не получая позитивного внимания, он ищет хотя бы негативного, зачастую уходя в различные деструктивные группировки, где как ему кажется его поймут, поддержат, выслушают, где он со всеми «на одной волне», где много общих дел и он не один...
Внимание любой ценой…
О том, что ребенку недостает внимания родителей, можно заподозрить, если он часто болеет (у него снижен иммунитет); замкнут, с трудом идет на контакт со сверстниками и взрослыми; обнаруживает болезненную привязанность к матери; демонстративно нарушает установленные правила и границы, регулярно устраивает себе «праздники непослушания»; ведет себя агрессивно, с охотой ввязывается в драки; осознанно сквернословит. Однако важно знать: указанные проявления могут быть вызваны не только нехваткой родительского внимания, но и другими причинами.
Как общаться с ребенком
- умение слушать ребенка – с предельным уважением к его личности и делам. Когда у ребенка появляется потребность поделиться своей радостью или горем, взрослому следует выкроить время для беседы, отложив все свои дела, игнорируя настойчивые телефонные звонки, и просто послушать – без критики, осуждения, нравоучений и «ценных» советов.
- взгляд в глаза – прекрасный способ продемонстрировать свое внимание.
- безусловно, ребенок нуждается в подарках, которые преподносятся по случаю какого-то праздника, события и вовсе без повода. Однако подарки не должны быть основным или тем более единственным способом проявить внимание к ребенку, гораздо важнее эмоциональный контакт и время, проведенное вместе.
- важна совместная деятельность родителей и ребенка, когда последнему поручено какое-то ответственное дело. Нельзя оставлять без внимания успех ребенка в «коллективном» мероприятии, необходимо отметить его вклад в общее дело. При этом желательно, чтобы похвала состояла не только из оценок вроде «Молодец!», «Умница!», а была подробной – описывала, что именно взрослому понравилось в действиях ребенка. Например: «Мне очень понравилось, как ты прибрал в комнате: книги аккуратно расставлены на полке, пыль с мебели тщательно вытерта, пол чисто подметен». Безоценочные родительские одобрения предупреждают формирование зависимости от оценки авторитетных фигур, а пояснения необходимы для того, чтобы ребенок точно знал, за что удостоился похвалы в том или ином случае.
Что делать тем родителям, которые поняли, что мало уделяли своим детям внимания в детстве?
Можно компенсировать эту любовь сейчас – почаще говорите с выросшим ребенком о делах, о своей жизни, рассказывайте истории, которые с вами происходили, обнимайте, целуйте детей. Найти подход к взрослым детям не так сложно, как кажется - можно встретиться, посидеть вместе в кафе, прогуляться...
Быть хорошей матерью и отцом никогда не поздно!